Содержание vs Технологии. Определяя современного фотографа

Сальваторе Витале, фотограф, живущий в Швейцарии, родился и вырос в Палермо (Италия)». Вот что можно узнать из первых строк моей биографии. Забавно, что эти несколько строк так широко распространены по всему миру: строки, которые должны объяснить кто я и что я делаю, но которые, помимо нескольких технических деталей, не могут передать всего, что за этим стоит. Особенно, когда речь идёт о слове «фотограф».

Я никогда не учился фотографии. Эта мысль даже не приходила мне в голову. Я никогда не находил камеры в старом подвале, я вырос ситальянским менталитетом — «учиться, чтобы найти работу, которая сможет обеспечить тебе комфортное существование». И«учиться» отнюдь не подразумевало художественные дисциплины, которые, скорее, относились к сфере хобби. Многие из вас, возможно, понимают, что я имею в виду. Быть фотографом не считалось настоящей работой. Но вот в чём вопрос: разве что-то изменилось?


Я не пытаюсь породить дискуссию о какой-либо абсолютной истине, в существовании которой я сомневаюсь, но это правда интересно, как заданный выше вопрос с каждым днём становится более важным, актуальным, насущным. Несмотря на то, что я, будучи частью так называемого «нового поколения» фотографов, которым пришлось столкнуться с рынком именно в тот момент, когда старый порядок был близок к своему концу, а новая эра вот-вот должна была начаться, более чем рад поделиться своими взглядами и личным опытом, на самом деле, я не думаю, что эта новая эра действительно началась. Мы находимся в эпицентре перемен, и, как многие из вас заметили, всё очень не просто.

© Salvatore Vitale, From the series How to Secure a Country

Начнём с рабочего определения фотографа: «Фотограф — это человек, который, исходя из профессиональных или личных интересов, производит фотографии при помощи камеры.» Если мы проанализируем это определение, мы быстро поймем, как представление о фотографе, даже основанное на прочном фундаменте, легко можно подвергнуть сомнению. Взять хотя бы «производит фотографии при помощи камеры». Сейчас совершенно неоспоримо, что производство осуществляется в основном и исключительно при помощи камеры.

В эпоху цифровых технологий (всевозможных редакторов, рендеринга, Google Street View и смартфонов) мы буквально окружены приборами, способными производить изображение, создание которого совершенно не обязательно основано на физическом принципе фиксации при помощи света. Фотография по-прежнему остается «светописью», но и это уже не столь очевидно. Мы живём в тот момент истории, когда под сомнение ставится краеугольный камень фотографии. Мы говорим о пост-фотографии, о цифровой революции; обсуждаем определения и лэйблы и стремительно исчезающую грань между фотографией и искусством, даже между художественной фотографией и фотожурналистикой — но мы до сих пор пытаемся понять, к чему всё это приведёт.


The first digital photo, 1957, Russell Kirsch made a 176×176 pixel digital image by scanning a photograph of his three-month-old son

В значительной степени, проблема связана с технологическими средствами фотографии, и одно можно сказать наверняка: теперь мы действительно понимаем, что фотография всегда зависела от технологий. Необходимо отбросить эту зависимость в сторону, чтобы избежать гипер-консервативного подхода, который зачастую характеризовал производство фотографий, и попытаться найти новый язык, сосредоточиться на передаваемом сообщении, а не только на технической стороне вопроса.

Обращаясь к словам Алека Сота (не так давно я брал у него интервью): «Меня больше интересуют содержание и выражение, а не технология». В эру массового производства, возможно, даже больше, чем в прошлом, баланс между исследованием, языком и нарративом — вспомогательными элементами в создании и передачи сообщения — это именно то, что позволяет той или иной работе выделяться. Рассказывать истории — более или менее сложным образом, как журналист или как художник — всегда было неотъемлемой частью работы фотографа, что вносит коррективы в наше рабочее определение.

Продолжим наш анализ: «исходя из профессиональных или личных интересов». Нет никаких сомнений в том, что фотография стала одним из видов социальной деятельности не только (как это было раньше) в момент использования (представим семью, которая собралась за просмотром фотоальбома), но и в момент создания: групповые селфи или распространение фотографий через многочисленные онлайн-каналы. Демократизация фотографии развивалась — и продолжает развиваться на своей второй волне, от смартфонов до социальных сетей — устойчиво и быстро. Это кардинально изменило ремесло фотографа, которому приходится сосуществовать с огромным количеством непрофессиональных фотографов, безостановочно производящих изображения, многие из них, в свою очередь, становятся реальными ресурсами для рынка (как, например, гражданская журналистика).

©Catherine Balet, Strangers in the Light

Я думаю, что стоит сделать шаг назад и взглянуть на проблему под другим углом. Фотограф всё больше становится художником и всё меньше — ремесленником; он не только исполнитель, но и автор. Фотограф исследует и интерпретирует реальность, внимательно изучает истории и преподносит их нам так, что они всегда будут содержать в себе субъективное прочтение. Всё это не может ограничиваться лишь простым актом кадрирования, нажатия кнопки и обработки фотографии (порой мне нравится быть романтиком), но разрастается в более сложные формы понимания окружающего нас мира. Быть фотографом означает быть профессионалом, быть способным провести исследование, оперировать несколькими языками, анализировать и рассуждать, копать вглубь.

Если мы хотим жить за счёт фотографии, мы не должны принимать какую-либо догму, мы должны выбраться за её пределы, понять, по какому пути нам стоит следовать, изучать всё, что мы считаем необходимым для передачи и распространения сообщения. Не имеет значения, выбираете ли вы цифровую или аналоговую фотографию, её непосредственное производство или рендеринг — это личное решение каждого. Утверждающие обратное, вероятно, относятся к теоретикам. Ясно, что мы движемся в совершенно другом направлении.

Однако давайте иметь в виду, что рынок далеко не привлекателен, конкуренция жестока, а пространства (как в печатных изданиях, так и в музеях, галереях и на фестивалях) становится всё меньше и меньше. Многие амбициозные фотографы консервативны, когда речь заходит о презентации их проектов и работ — зачастую бесплатно — для газет, журналов или книжных издательств. «Они отдают свою судьбу в чужие руки и ждут», — говорит Роб Хорнстра, «В этом нет необходимости». Сейчас философия «создай свою судьбу сам» уместна как никогда раньше. Иногда мы должны проявлять изобретательность, чтобы найти альтернативные источники средств для существования: есть много успешных примеров, которые предвещают неплохой доход. Более того, фотография — одна из немногих дисциплин, в которой вся структура призов, конкурсов и грантов даёт возможность для экономической поддержки, для производства персональных и долгосрочных проектов, а также для их продвижения.

Но для меня важно сосредоточиться на самой работе, а не зацикливаться на производстве «конечного продукта». Спешка, зачастую вызванная скоростью социальных медиа, не приносит ничего хорошего.Хочется думать, что мы всё чаще будем обсуждаем новые способы создания инсталляций, организации выставок, публикаций; новые способы использования уже имеющихся инструментов для решения новых проблем и/ или удовлетворения новых потребностей. И это, несомненно, будет так же интересно в ближайшем будущем. Мы стоим на пороге исторического перехода к медиуму, который изменил историю человечества и наше восприятие окружающей реальности. Поэтому позвольте мне закончить этот анализ в интересном ключе, предложив вам мое личное определение фотографа 2.0 / 3.0 / 10.0 …. «Фотограф — это человек, в частности — профессионал, который создает образы (интерпретируя реальность) посредством использования нескольких языков и инструментов». [1]

[1] Слово «профессионал» подразумевает определенную осведомленность о тех, кто анализирует, исследует и интерпретирует с той целью, чтобы выработать особенный взгляд на мир.  

Публикуется с разрешения редакции Viewbook.

Текст: Salvatore Vitale, edited by Rodney Bolt, Viewbook

Перевод: Виктория Григоренко  

Теги: #арт_пространство; #экспертное_мнение; #пост_фотография